Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России

Олег Юрьевич Тарасов Икона и благочестиеОлег Юрьевич Тарасов Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России

Художественный редактор В Л. Пузанков Технический редактор В.А. Юрченко Корректор В.В. Евтюхина

ЛР № 060775 от 25.02.92. Подписано в печать 1.08.95. Гарнитура Балтика.

Печать офсетная. Усл.печ.л. 44,46 + 6,24 вкладка. Усл.кр.-отт. 70,59. Уч.изд.л. 63,0. Тираж 5000 экз. Заказ №С077. Изд. № 49470.

А/О Издательская группа «Прогресс» 119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Отпечатано в Словении Типография «Гореньски тиск»

Предлагаемая читателю книга представляет собой ранее не предпринимавшуюся попытку историко-культурного исследования иконного дела в императорской России в его тесной связи с новым и старым типами благочестия, возникшими после раскола русской церкви в середине XVII в. Развиваясь преимущественно на уровне низовой, народно-ремесленной культуры, одна часть этого иконного дела представляла собой синодальную православную иконопись: она была связана с официальной церковью, которая жила по тому новому обряду, который был утвержден на Большом Московском соборе 1666-1667 гг.; другая часть — это старообрядческое иконописание, связанное с неофициальной религиозной культурой старообрядчества и предполагавшее как полулегальное изготовление икон, так и полулегальное их распространение. Однако два слова, входящие в заглавие книги, — «икона» и «благочестие» — не только определяют ее главный сюжет, но и подразумевают множественность ее задач и целей.

О связи моленного образа с религиозным опытом Нового времени написано достаточно много. В большинстве своем это западные исследования протестантского и «посттридентского» католического искусства. Русской «поствизантийской» иконописи в этом плане повезло несколько меньше, и прежде всего это касается работ общего и обобщающего характера. Особой теоретической ценностью обладают исследования по семиотике и богословию православной иконы, в которых можно найти рассмотрение проблем семантики языка древнерусской живописи, а также освещение вопросов религиозной символики и иконографии в связи с историей православной церкви и литургикой (Успенский А., 1989; Успенский, Лосский, 1952; Евдокимов, 1960; Булгаков, 1931; Бек, 1975; Онаш, 1981; Зэндлер, 1987; Успенский Б., 1987; Жегин, 1970, и др.). Отечественной и зарубежной историографией накоплен также огромный опыт в разработке вопросов эстетики и иконографии древнерусского искусства. Между тем именно сегодня этот опыт не только позволяет, но и убедительно подсказывает поиск новых тем и аспектов исследований.

 

Последние каталоги



Самые популярные каталоги


  • Каталог "Украинский художественный фарфор советского периода"

    Каталог "Украинский художественный фарфор советского периода" содержит информацию о фарфоровых заводах Украины, их марках, ведущих скульпторах и художниках этих предприятий советского и постсоветского периодов.
    Подробнее
  • Альбом "Русская парфюмерия"

    Кожаринов Вениамин Вячеславович Альбом Русская парфюмерия. XIX—начало XX века Редактор Ю.И. Уварова Художник Е.Г. Клодт Компьютерная верстка С А. Мосейкин Veniamin Kozharinov Album Russian Perfumery: 19th and early 20th centuries
    Подробнее
  • Спичечные этикетки и их коллекционирование

    Всесоюзное общество филателистов Владимир Михайлович Богданов СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ И ИХ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ Редактор В. В. Войной Изд. редактор А. Б. Тихомиров Обложка художника В. Д. Петуховй Технический редактор 3. И. Резник Корректор М. Я. Могильнер Сдано в набор 28/Х 1970 г. Подписано к печати 4/ХП 1970 г. Формат бумаги 84X108/32 Бумага книжно-журнальная Печати, листов 1,75 усл.-печ. 2,94 Уч.-изд. листов 2,54 Тираж 25 000 экз.
    Подробнее