Золотое и серебряное дело XV-ХХ вв.

Золотое и серебряное дело коллектив авторовМ.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б. Л. Ульянова

ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ДЕЛО ХV-ХХ вв.

От авторов

В основу данной работы положена опубликованная в 1967 г. книга (Т. Г. Гольберг, Ф. Я. Мишуков. Н. Г. Платонова, М. М. Постникова-Лосева Русское золотое и серебряное дело. XV—XX века).

В настоящем труде рассмотрена история золотого и серебряного дела с XV в. до 1978 г. ни территории нашей страны всюду, где применялось клеймение (Россия, Украина, Латвия, Литва, Эстония, Грузия). Хотя его общая направленность продолжает отражать основные стороны научной деятельности авторского коллектива, так много лет уделившего научению ювелирного дела, его центров и мастеров, но в том есть и нечто принципиально новое. Прежде всего не только расширена сфера привлеченного материала, не только выделены предметы ювелирного мастерства в союзных республиках, но и впервые прослеживается история организации ювелирного дела, клеймения золотых и серебряных изделий на территории всего Союза. Основной частью работы является указатель клейм, число которых доходит до 6300 клейм, описано искусство 70 ведущих художественных центров, составлен ключ к атому указа толю. В ключе клейXIїї расположены в порядке русского. славянского, латинского, грузинского, армянского и арабского алфавитов. Тула же помещены клейма пробирных мастеров с годовым клеймом, клейма, выраженные цифрами и клейма, выраженные различными фигурами и знаками.

В «типологический словарь» включен лишь небольшой круг предметов, связанных с культурой наших союзных республик и известный авторам по собранию Гос. Исторического музея.

В Процессе работы стало ясно, что отдельные местные центры, при общности основы и неоспоримо большом значении Москвы, имели высокие достижения и отчетливо выраженные локальные художественные особенности не только в древней и средневековой Руси, но и в XVIII и XIX вв. Об особенностях форм, орнаментации, технических приемов в условиях бытования ювелирных изделий союзных республик, по мнению автором могут и должны писать только специалисты на местах, располагающие вещевыми и архивными материалами, знакомые с местными обычаями.

Научным руководителем и ответственным исполнителем настоящей книги является доктор искусствоведения, Заслуженный работник культуры РСФСР М. М. Постникова Лосеня. Кроме трех основные авторов, М. М. Постниковой-Лосевой. П. Г. Платоновой и П. Л. Ульяновой, в работе принимали также участие сотрулпикн отдела драгоценных металлов ГИМ:

СМОРОДИНОВА Г. Г. текст об организации производства ювелирных изделий и системе клеймения в СССР, участие в за-рисовке клейм и составлении справочного аппарата.

ТРОЕПОЛЬСКАЯ Н. Г. составление указателя клейм с 1966 г. по 1978 г. и участие в оформлении клейм.

Ценные материалы для работы предоставили следующие лица, которым авторы выражают признательность:

АСТВАЦАТУРЯН Э. Г. (ГИМ)

текст об организации клеймения драгоценных изделий на Кавказе, выявление по архивным данным около 100 клейм и определение имен мастеров городов Орджоникидзе и Тбилиси.

БУЗИН А. И. (Кострома) выявление и определение свыше 200 клейм мастеров. работавших во второй половине XIX и в начале XX в. в селах и деревнях Красноельской и Сидоровской волости Костромской губернии.

ЛАУЦЕВИЧЬЮС Э. (Вильнюс) предоставил в наше распоряжение черновик незаконченного исследовании о клеймах г. Вильнюса. НЕУМАН Г. В. (Таллин)

предоставил материалы для текста об организации ювелирного дела и клеймении в Эстонии, уточнил по архивным данным сведения о мастерах г. Таллина и дал зарисовки и определение клейм из частных собраний, в также список литературы о клеймении на эстонском языке.

Авторский коллектив приносит благодарность главному пробиреру МФ СССР Л. А. Высоцкому за предоставление им материалов о клеймении драгоценных изделий за 1965—1977 гг.. О.Б. Киселевой (Херсонесский музей) за сведения о некоторых мастерах Саратова. Смоленска, Петербурга по данным архивов, 3. А. Бернякович и А. Я. Каковкину (Гос. Эрмитаж), В. С. Попову (Гос. Литературный музей), И. С. Родниковой (Псков), А. С. Маркову (Астрахань). В. Ф. Пономареву (Киров) - за гообщевве отдельных сведений о клеймах и мастерах; Стефану Фаниелю (Париж) и Л. А. Гринбергу  (Париж) за редактирование части резюме па французском языке.

В работе использовано 85 рисунков, выполненных Ф. Я. Мишуковым для издания «Русское золотое и серебряное дело XV-XX века. М., 1967.

Клейма зарисованы авторами с предметов, хранящихся в музейных собраниях и у частных лиц.

От редактора

История развития золотого и серебряного дела на территории СССР - предмет многолетних исследований авторского коллектива отдела Драгоценных металлов Государственного Исторического музея в Москве.

Материалы и их обработка, т. е. техника и технология ювелирного дела, форма и назначение предметов, их бытование в разных слоях русского общества, рождение и эволюция формы, смена способов обработки металлов в связи с измененном не только назначения, но и стиля изделий ювелирного мастерства сочетаются в исследовании с задачами выявлении конкретных исторических событий, вызвавших к жизни те или иные изделия или изменение ИХ декора. Особое значение приобретают история ювелирного искусства, своеобразие и эволюция местных традиций, особенности изделий разных мастерских и мастеров. С этим связана огромная атрибуционная работа. Одной из важнейших ее сфер является определение клеим мастеров, мастерских (позже —фабрик). Кроме тою, особой темой служит история организации ювелирного дела.

Вся эта грандиозная работа имела несколько этапов, нашедших отражение не только в публикации отдельных статей, альбомов и каталогов, но и в создании капитальных исследовании.

Одним из первых обобщающих исследований подобного родя была вышедшая в свет в 1967 г. работа четырех авторов: Т. Г. Гольдберг, Ф. Я. Мишукова, Н. Г. Платоновой, М. М. Постниковой-Лосевой «Русское золотое и серебряное дело XV— XX вв.» Появление этой книги было событием для специалистов, занимающихся ювелирным искусством не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Дело в том, что в этой книге впервые было опубликовано 2600 клейм, их указатель и типологический словарь предметов ювелирного искусства. В руки ученых, музейных работников и коллекционеров всего мира поступил ценный материал для бесспорной атрибуции ювелирных изделий XV - XX вв. Таи же содержались сведения о мастерах, мастерских и отдельных центрах ювелирного дела в России.

В течение нескольких месяцев книга стала библиографической редкостью, вызвала множество положительных отзывов, послужила основанием к изменению атрибуции многочисленных предметов ювелирного дела, хранившихся в различных музеях мира.

Интерес к научной деятельности отдела Драгоценных металлов ГИМ послужил созданию вокруг него своего рода научного актива. Приходили письма из союзных республик, от отдельных специалистов, от музейных работников порой далекой периферии с запросами, а иногда и с сообщениями о находке новых. не вошедших в публикацию клейм, которые требовалось определить, расшифровать, поставить в определенный исторический и историко-стилистический ряд. Все это поддерживало научный энтузиазм сотрудников отдела.

На протяжении пятилетия (1967— 1972 гг.) в отделе были завершены три серьезных исследования: И. Г. Платонова, занимавшаяся ювелирным искусством русского Севера XVI-XX вв.. ввела в научный оборот несколько новых и мало изученных центров ювелирного дела, таких, как Сольвычегодск, Вятка. Архангельск. Ей удалось выявить имена мастеров, дать обобщающие характеристики стилевых особенностей как творчества отдельных ювелиров, так и местных традиций в целом, показав их значение для общерусской художественной культуры.

В тот же период Б. Л. Ульянова завершила исследование русских ювелирных изделий из серебра на материалах Москвы и Петербурга второй половины XIX — начала XX в. Здесь получили характеристики мастера, мастерские, фабрики, фирмы, имевшие мировую известность, чьи изделия и сегодня привлекают особое внимание музеев и коллекционеров не ТОЛЬКО в пределах Советского Союза, но п за рубежом.

Наконец, в этот же период была закончена работа М. М. Постниковой-Лосевой «Русское ювелирное дело, его центры и мастера XVI—XIX вв.», явившаяся значительным явлением в науке о русской художественной культуре. Эта книга содержала характеристики художественных центров ювелирного дела в России, материалы о мастерах, мастерских, верные и точные определения творческих индивидуальностей и глубокие историко-художественные обобщения закономерностей развития ювелирного дела за большой исторический период.

 

Последние каталоги



Самые популярные каталоги


  • Каталог "Украинский художественный фарфор советского периода"

    Каталог "Украинский художественный фарфор советского периода" содержит информацию о фарфоровых заводах Украины, их марках, ведущих скульпторах и художниках этих предприятий советского и постсоветского периодов.
    Подробнее
  • Альбом "Русская парфюмерия"

    Кожаринов Вениамин Вячеславович Альбом Русская парфюмерия. XIX—начало XX века Редактор Ю.И. Уварова Художник Е.Г. Клодт Компьютерная верстка С А. Мосейкин Veniamin Kozharinov Album Russian Perfumery: 19th and early 20th centuries
    Подробнее
  • Спичечные этикетки и их коллекционирование

    Всесоюзное общество филателистов Владимир Михайлович Богданов СПИЧЕЧНЫЕ ЭТИКЕТКИ И ИХ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ Редактор В. В. Войной Изд. редактор А. Б. Тихомиров Обложка художника В. Д. Петуховй Технический редактор 3. И. Резник Корректор М. Я. Могильнер Сдано в набор 28/Х 1970 г. Подписано к печати 4/ХП 1970 г. Формат бумаги 84X108/32 Бумага книжно-журнальная Печати, листов 1,75 усл.-печ. 2,94 Уч.-изд. листов 2,54 Тираж 25 000 экз.
    Подробнее